Сам не ожидал, что это меня настолько выведет из себя. Последнее время появляются десятки (если не сотни) статей, роликов, фильмов нагло врущих про жизнь в СССР. Не хочу приводить примеры, чтоб не делать им рекламу, но их много, и они врут, врут безбожно, врут беззастенчиво. И квартиры там бесплатно давали по первому требованию, и преступности там не было, и мусора вообще не существовало, всё перерабатывали. Я не собираюсь никакое время ни очернять, ни обелять. Но я там жил, и я помню, как там жилось, и дорожу своей памятью, и я не допущу, чтоб её перевирали.
Я сам люблю ностальгировать, наверное, больше многих других. И у меня есть много тёплых, добрых, прекрасных воспоминаний. И да, мне тоже дорога «советская эстетика»: уютные — да, именно уютные!!! — районы многоэтажек с рядами светящихся окон, просторные зелёные дворы, ровные проспекты, широкие тротуары, троллейбусы, автобусы, самолёты, дизели и электрички. Особенно когда всё это было исправно, хорошо ухожено, чистенько и аккуратно. И культура, и кино, и литература, и балет, и всё прочее. Но отсюда и до того, что сейчас рисует пропаганда — пропасть. И мне хочется кричать: «Не сметь! Не сметь пачкать мои правдивые воспоминания! Не смейте черкать по ним никаким цветом: ни чёрным не малюйте по моему доброму оранжевому, ни розовым не пытайтесь закрасить то чёрное, что там было!»
А та ложь, что сейчас пишут/вещают, делается для пропаганды, зомбирования. Для создания Великого Идеала, который будто бы был, и будто бы потерян, а теперь, чтобы его вернуть, надо одно-другое-третье, короче, построиться, встать под флаг и делать то, что скажут. Те, кто заказывают и фабрикуют эту ложь — преступники. И приёмы, которые применяются в этих роликах, тоже мерзкие, из арсенала самой гнусной пропаганды.
Не надо. Не надо ни под флаг вставать, ни идеалы создавать. Я там был, и я помню. Идеала не было, была реальная жизнь, со своими радостями, со своими буднями, заботами и трудностями. И было множество проблем.
Мы были счастливы там, в той жизни, точнее, мы бывали счастливы. Как и у всех нормальных людей, у нас были и счастливые, и трагические моменты и периоды. И мы радовались, и любили, и росли, и взрослели во всём этом. И это не был рай. Что-то было хорошо налажено, что-то плохо. И жилищная проблема была, едва ли не самая острая и тяжёлая: жильё вроде как должны дать, а не дают, не хватает, и купить невозможно, и накопить очень трудно. И дефицит был, и очереди длиннющие, и бюрократия, и приписки, и коррупция, и преступность, и воровство. И страх мировой войны. И страх погибнуть в войне в Афганистане. И неверие политическим лидерам. И осознание ограничений и несвободы. И память о репрессиях. И стыд за вторжение в Чехословакию.
Про каждую из проблем я готов аргументированно дискутировать, обсуждать, приводить доводы, анализировать. Во многом готов признать достоинства, правильную организацию каких-то вещей, и ужасную — других. Но не врать и не выдавать чёрное за белое, как и белое за чёрное.
Каких-то проблем, которые есть сейчас, тогда не было. А каких-то трудностей, которые тогда портили жизнь, нет сейчас. Десять лет назад в статье про Чернобыль я написал, что даже готов был бы вернуться в ту тесную блочную квартирку, лишь бы не было проблемы Чернобыля или, например, гражданской войны в Сирии. Но мы не можем выбирать и комбинировать трудности из разных времён. Тогда мы жили с теми проблемами, а сейчас — с этими. И не надо, пожалуйста, ни те забывать, ни эти игнорировать.
Когда в соцсетях начинаются длинные треды «а вот помните, как…», мне это иногда может быть скучно, неинтересно, хочется перелистнуть, но не более того. А когда начинается откровенное, наглое враньё в целях пропаганды — то реально бесит.
Хотите ностальгировать — пожалуйста. Давайте ностальгировать вместе, я сам это люблю. Давайте притаскивать все хорошие воспоминания, которые есть, и смаковать их. Но не искажать, потому что враньё разрушает те правдивые образы, которые я хочу сохранить, и то доброе, что с ними связано.
Не разрушайте воспоминания.