По поводу высказывания Амоса Шокена, на которого уже успели навесить всех собак, как когда-то давно на Яира Голана.
Что человек сказал? Что «палестинцы, которых вы называете террористами — борцы за свободу». И что в этом не так? Даже Ашер, многократно воевавший с палестинцами во время войни за независимость, говорил, что «они борются за своё государство». Но вернёмся к высказыванию Шокена. Перечислим известные факты.
Палестинцы хотят своё государство. У них его пока нет. Некоторые из них говорят «от моря до реки». Часть из них занята террором. В основном они ненавидят евреев. Я пока ничего не переврал и не преувеличил?
И мы, евреи, боролись за своё государство, только, в отличие от палестинцев, уже добились его. И тоже на пути к своему государству, какая-то часть евреев — Лехи, Эцель — занимались террором. Против арабов, против англичан и даже против сочувствующих им евреев. И тоже существенная часть евреев ненавидит арабов. И тоже некоторые считают, что наше государство должно быть от моря до реки.
В общем и целом, мы осуждаем террор, особенно, когда он направлен против нас, но Бегин — руководитель Эцеля — был у нас премьером, и теперь у нас есть улицы Бегина, улицы Эцеля и даже музей Лехи, где рассказывается, как именно они занимались террором. Я намеренно не говорю «с гордостью», потому что не знаю, и, опять же, не хочу обвинений в перевирании и преувеличении.
И когда у них будет своё государство, то у них будут и улицы Синвара, и Хамаса, и Арафата, и с этим придётся смириться, как, например, с тем фактом, что я родился на улице Дзержинского.
И по поводу «жестокого аппартеида». Если соглашаться с левыми, то «территории» оккупированы. Если соглашаться с правыми, что территории — наша суверенная часть, то надо и согласиться, что мы творим аппартеид, потому что там всё разделено, как в той самой ЮАР при том самом аппартеиде, и палестинцы действительно дискриминируемы, заслуженно или незаслуженно, за террор или нет — но дискриминируемы. И то, что мы им делаем «вторую накбу» — это тоже горькая правда. В нашу память навсегда вошла катастрофа 7 октября, а в их эпос войдут наши вторжения и разрушения Газы, они ещё будут воспевать и мученическую смерть Синвара, и нам ничего с этим не поделать.
Так что мой вывод — поменьше громких возмущений, больше конкретных дел, чтобы ситуация уже, наконец, устаканилась и террор прекратился.